Вести.Ру, 15 января 2002 г.

Кирилл Михайлов. Статья. Священники не возьмутся за оружие.

Президент издал новый указ. Теперь ряды освобожденных от армейской службы пополнят "лица в духовном сане".

В соответствии с Указом, подписанным 15 января президентом Владимиром Путиным, религиозные организации могут просить об отсрочке от воинской службы для своих священнослужителей. Насколько можно судить, указ носит общий характер, предлагая правительству разработать саму процедуру предоставления отсрочки. Также сообщается, что отсрочку от призыва в армию получат до 300 человек.

Предполагаемое число тех, кто получит отсрочку, для людских потоков Министерства обороны можно назвать исчезающе малой величиной. Скорее всего, администрация президента пошла навстречу пожеланиям священноначалия Русской Православной Церкви, для которой эта проблема актуальна. С этой же проблемой, так или иначе, сталкиваются в большинстве конфессий в России. В любом случае, цифра любопытная. Понятно, что она взята не с потолка, но неожиданно ее появление в тексте указа, а не в постановлении правительства.

Можно легко представить себе ситуацию, когда молодой человек оканчивает семинарию, принимает сан, и вдруг выясняется, что ему пора отдать долг Родине. Существующее законодательство не видит никаких различий между простым призывником и призывником в священном сане. И тут начинается хождение по инстанциям, переговоры правящего архиерея с армейским начальством, а уж как выкручиваются протестанты - и вовсе трудно понять, поскольку у них намного меньше средств воздействия на власть.

Мне известен случай, который произошел около десяти лет назад. Тогда армия хотела призвать двадцатилетнего послушника из одного монастыря. Чтобы не ломать юноше судьбу, наместник постриг его в монахи, но в военкомате сказали: "Нам и монахи подойдут". Пришлось рукоположить его в иеродьяконы. Это тоже не помогло, и тогда с разрешения священноначалия молодой иеродьякон было рукоположен в иеромонахи. Тут военкомат сдался. Но этот случай - лишь иллюстрация непредсказуемых компромиссов между Церковью и властью в отсутствие юридически прописанных процедур.

В тексте указа говорится: отсрочка предоставляется "при условии, что религиозные организации не имеют возможности заменить их (лиц в духовном сане. - К.М.) на этих должностях иными лицами, - на время исполнения обязанности священнослужителя". То есть если молодой человек назначен на приход вторым или третьим священником - придется на два года поменять прическу и привычки. А как быть с какой-нибудь протестантской общиной, которая рискует лишиться молодого помощника пастора? И совсем уж непонятна формулировка "на время исполнения обязанности священнослужителя".

Из текста указа неясно, как быть с мусульманским духовенством, которое не очень вписывается в иудео-христианские представления о священстве. Мулла - это, в первую очередь, авторитетный и ученый человек, знаток Корана и религиозных обрядов, в то время как священнослужитель, пройдя определенный обряд посвящения в духовный сан, отправляет религиозный культ, чем и отличается от остальных верующих. Впрочем, в дореволюционной России статус муллы был приравнен к статусу священника. Возможно, власть в этом случае пойдет по проторенному пути.

Появление нового указа можно расценить как еще один шаг со стороны власти, направленный на прояснение сложной и запутанной области внутренней политики, которая называется "государственно-церковные отношения". Пока ведутся жаркие споры по поводу "традиционных конфессий", изменений в Конституции или преподавания религии в школе, власть косвенным образом признает особый социальный статус религиозных организаций и особое положение священнослужителей в обществе.

Реклама