Парламентская газета, № 190

Юрий Захаров. Статья. Военный бизнес на мертвых душах. Стр. 1,5

Сразу хочу успокоить ценителей классики: ничего общего с гоголевскими персонажами в материале нет. Речь действительно о мертвых. О погибших либо умерших защитниках Отечества, которые, уходя в свой последний путь, обеспечивают дополнительным заработком небольшую кучку генералов. Действующих.

Разобраться в создавшейся ситуации оказалось непростым делом, и вряд ли мои коллеги по журналистскому цеху (по данному поводу выступили уже и центральные, и местные СМИ) пришли бы к этому самостоятельно. Но все чаще из разных уголков России стали приходить известия об обращении предприятий ритуальных услуг в суды своих городов. Уфа, Курган, Пермь, Саратов, Ростов-на-Дону, Воронеж - список истцов можно продолжить еще, не в них суть. Ответчиком по делу везде выступает Минобороны РФ, а точнее - Генеральный штаб. Чтобы объективно разобраться, какое отношение одно имеет к другому, наш корреспондент решил изучить законодательство РФ по вопросу регулирования ритуального дела.

У всех военнослужащих, погибших (умерших) во время несения военной службы, уволившихся в запас после 20 "календарей", а также ветеранов войны есть льгота, гарантированная государством. Все расходы по обеспечению их похорон, увековечению памяти и установке надгробных памятников лежат на Минобороны и других органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Все это оговорено и закреплено несколькими федеральными законами: "О погребении и похоронном деле", "О службе в таможенных органах РФ", "О статусе военнослужащих". А дабы никому в голову не пришло трактовать некоторые статьи этих законов на свое усмотрение и по причине инфляции, которая неотступно следует за всеми процессами в обществе, правительство страны старается оберегать эту льготу. И периодически вносит поправки в свои же постановления по вопросам погребения военнослужащих и приравненных к ним лиц. Последний подобный документ (изменения и дополнения в нормы расходов денежных средств) появился на свет 1 октября 2002 года. В нем установлено, что возмещение расходов семье умершего на ритуальные услуги в связи со смертью (гибелью) производится в размере не более 6 тысяч рублей, а на изготовление надгробных памятников - до 12 тысяч.

Здесь же расписаны действия и Минобороны, и Минфина. В принципе, ничего кардинально нового по сравнению с прежним постановлением от 6 мая 1994 года, за исключением размера льготы, - только работай по писаному. Увы, так уж повелось в новой России, что если дело касается выделения средств из государственного кармана, не выжать из этого собственную выгоду - себя не уважать. А поскольку обеспечением выплат по этим льготам в Минобороны РФ занимаются военные комиссариаты, здесь и взялись за бизнес на мертвых душах. Кто конкретно это дело инициировал, сказать сложно, но если знать, что все военкоматы замыкаются на Главное оргмобуправление Генштаба, отправную точку найти можно.

Первая ласточка в лице ЗАО "Военно-мемориальная компания" (ЗАО "ВМК") появилась шесть лет назад. Родилась ВМК исключительно благодаря ОАО "Военно-страховая компания", которая никогда подобную деятельность не вела, но к военному бюджету страны всегда имела непосредственное отношение.

Действующее законодательство (Гражданский кодекс РФ) определяет, что родственники умерших вправе выбирать ритуальную фирму на свое усмотрение. А в обязанность военкоматов по данному вопросу входят лишь проверка наличия соответствующих льгот и проверка правильности оплаты всех оказанных услуг (на основании предъявленных счетов). Однако ЗАО "ВМК" решило натянуть одеяло на себя полностью. То есть монополизировать рынок ритуальных услуг в части установки памятников умершим льготникам Минобороны РФ.

На первый взгляд ничего страшного: на смену, к примеру, сотен фирм и фирмочек приходит одна солидная компания. Не имеющая, правда, ни своего добывающего, ни камнеобрабатывающего производства, ни соответствующих мощностей, специалистов. Зато каков административный ресурс!

Стать монополистом в военной структуре не просто, а очень просто. Достаточно лишь хорошо знать принцип субординации (любой приказ - закон для подчиненных) и в какие конкретно кабинеты ведут ниточки, управляющие этим процессом. Исправное перечисление энных сумм потом (в мире бизнеса они носят название "откат") - дело техники. Главное, что никаких явных нарушений. Естественно, что лучше бывших военных справиться с этой задачей вряд ли бы кто смог. В результате в июне 1997 года на свет появилась директива за подписью тогдашнего министра обороны Игоря Сергеева, которая требовала "в целях достойного обеспечения увековечения памяти погибших (умерших) военнослужащих и пенсионеров, а также для более полной реализации социальных гарантий по вопросам ритуально-похоронного обеспечения всем заместителям министра, командующим войсками округов и флотов организовать взаимодействие с Военно-мемориальной компанией". Вряд ли будущий маршал подробно вник в суть подписанного документа, да если бы и попытался. Казуистика - тонкое дело. Это прекрасно знали те, кто готовил текст директивы, но для них главное было его подписать. Это открывало "зеленый коридор" не только для безграничной деятельности посреднического монстра, но и для вечной кормушки. И процесс, как говорится, пошел.

В некоторых военкоматах, правда, не понимали, почему директива министра идет вразрез с федеральными законами. И почему, например, запрещено принимать к оплате квитанции предприятий, осуществлявших похоронные услуги, минуя ЗАО "ВМК", в которые родственники умерших обращались по собственной инициативе? Но непонятливых людей в армии, как известно, быстро приводят к общему знаменателю. Как правило, достаточно обычного телефонного звонка... Через два года, чтобы придать процессу еще более четкую направленность, во все военные округа поступила директива за подписью тогдашнего начальника Главного оргмобуправления Генштаба генерал-полковника Владислава Путилина. В ней предписывалось: "включить (за счет численности и средств ВМК) в состав отделов социального и финобеспечения военкоматов должности гражданского персонала по ритуально-похоронному обеспечению и увековечению памяти военнослужащих".

Не хило, согласитесь: в штаты военных структур на финансово ответственные должности сотрудников какого-то ЗАО?! Трудно предположить, чтобы генерал Путилин подписал подобную директиву, не вникнув в ее суть. Расчет, по-видимому, был достаточно прост: с ЗАО "ВМК" знакомы, приказы же не обсуждаются, а выполняются. Так и произошло. Неизвестно, куда бы вырулила кривая столь странного указания, если бы не щепетильность Главной военной прокуратуры. Там проявили повышенный интерес к генеральской директиве (достоверно известно, что у Владислава Путилина состоялся нелицеприятный разговор с начальником Генштаба). В итоге сей документ был опротестован и отменен. Но, наверное, цена вопроса была слишком велика, потому что в конце 1999 года ВМК все же облагодетельствовали (читай: узаконили монопольную деятельность). Минобороны с ЗАО подписало договор о сотрудничестве. Весьма, правда, странный с точки зрения хозяйственных взаимоотношений, не определяющий какие-либо конкретные требования министерства к компании: цену, сроки поставки, объемы выполняемых работ, ответственность наконец. Этот шаг, а также десятки случаев невыплаты ритуальным предприятиям по всей стране возмещения расходов за оказанные услуги попали в поле зрения Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Было проведено служебное расследование, и в Генштаб из МАПа ушло письмо о недопустимости противоправных действий. Было также разъяснено, что подобная деятельность не только противоречит федеральному законодательству, Конституции РФ, но и подпадает под уголовную ответственность.

Однако в Генштабе придумали объявить своим неотъемлемым правом получение гражданами законных льгот при погребении. То есть никто отныне не мог оказать семье умершего ритуальную услугу (речь об установке памятника), кроме избранной фирмы, которой, естественно, являлась ЗАО "ВМК". Однако определить фирму - не значит узаконить ее исключительное положение. Решение нашлось гениальное: конкурс. Но как это сделать? Как объявить право граждан на увековечение памяти своих близких обязанностью Минобороны? Известно ведь, что в России существует закон, определяющий конкретные услуги и товары, относящиеся к перечню государственных нужд, а значит, подпадающие под проведение подобных конкурсов. Надгробные памятники в этот перечень не входят. Однако генерала Александра Кириллина - начальника Военно-мемориального центра Генштаба - это не смутило.

Он разработал и провел конкурс среди нескольких ритуальных фирм. Разумеется, что и условия его проведения, и состав конкурсной комиссии определились Генштабом, поэтому результат тендера был предопределен заранее. Из почти двадцати заявок выбор в "мощнейшей конкуренции" пал именно на ЗАО "ВМК". Это случилось в марте прошлого года и стало отправной точкой для подписания нового договора между ВМК и Минобороны (о нем чуть ниже), который был подписан уже спустя три месяца. Забегая вперед еще на три месяца, я снова хочу обратиться к уже цитируемому вначале постановлению правительства РФ от 1 октября 2002 года. На основании его вышел приказ министра обороны (№490 от 22 декабря 2002 года), указания начальника Генерального штаба (от 27 января 2003 года) и даже "Приложение" к этим указаниям. Подписали их два генерала и оба Василия: Смирнов (ныне уже генерал-полковник) - начальник Главного оргмобуправления Генштаба ВС РФ и генерал-лейтенант Кузнецов - первый заместитель начальника Главного финансово-экономического управления Минобороны. Черным по белому генералы разъясняли порядок ведения оперативного учета погибших (умерших) военнослужащих и предоставления документов на изготовление надгробных памятников. При этом именно они взяли на себя ответственность за то, что эти указания не стыкуются с федеральными законами и Конституцией.

Оказывается, все действия по увековечению памяти умерших (погибших) военнослужащих и военных пенсионеров являются отныне не правом их родственников, а - вдумайтесь! - обязанностью Минобороны. "Посредством сооружения надгробных памятников", изготовление и установка которых происходит не по заказу конкретного физического лица (члена семьи умершего), а самого министерства". Все необходимые списки по-прежнему согласовываются с некой организацией, с которой у Минобороны заключен договор. Кроме того, добавился еще один существенный штрих. Оплата расходов на все эти нужды производится путем перечисления средств уполномоченной организации (понимай: ЗАО "ВМК") вне зависимости от волеизъявления родственников.

И словно не было никаких вмешательств со стороны Главной военной прокуратуры, прямых указаний МАПа. Казалось бы, вот они подписанты - главные нарушители закона! Ан нет, они ведь тоже действуют по команде. Интересно по чьей? Может быть, начальника Генштаба, который от имени Министерства обороны и подписал тот самый странный договор с господином Горбылевым, генеральным директором ЗАО "ВМК", на оказание соответствующих услуг. Наверное, поэтому в апреле сего года именно Генштабу пришлось делать разъяснения министру по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в ответ на его обращение в адрес председателя правительства с информацией о непонятной ситуации, сложившейся на рынке ритуально-похоронных услуг в Минобороны, и созданию необоснованных препятствий при осуществлении деятельности отдельным хозяйствующим субъектам. Так вот, в Генштабе разъяснили, что все в отношении ритуальных услуг в военном ведомстве законно и направлено исключительно на строго целевое использование денежных средств.

Стоит ли тогда приводить в качестве примера генералов Фуженко и Калашникова - военных комиссаров Московской и Воронежской областей, где слишком активное рвение при выполнении указаний Генштаба в отношении сотрудничества с ЗАО "ВМК" и откровенное игнорирование положений федеральных законов привели к наиболее частым судебным разбирательствам. Кстати, оба эти военных комиссариата уже в 2003 году имеют официальные предостережения от военной прокуратуры и территориального управления МАП о недопустимости нарушений в антимонопольной области и законодательства о погребении и похоронном деле. Однако заигрывания с законом продолжаются. Например, ростовский облвоенком генерал Шпак шагнул в этом направлении еще дальше. За что, кстати, уже имеет решение местного арбитражного суда (от 26.02.03г.) о выплате в пользу одного из специализированных предприятий коммунальных услуг области почти 100 тысяч рублей.

И как после всего этого воспринимать документ-приказ генерал-майора Евгения Фуженко, адресованный подчиненным военкоматам и датированный 23 сентября сего года? "Право на заключение от имени Минобороны РФ договоров с организациями на оказание услуг по изготовлению и установке надгробных памятников погибшим (умершим) защитникам Отечества министр обороны предоставил только начальнику Генерального штаба. Военные комиссариаты субъектов РФ проверяют поступившие документы, формируют обобщенный список-заказ, передают его в организацию, с которой у Минобороны заключен договор на оказание услуг". Иными словами - военкоматы в райцентрах субъекта Федерации становятся фактически ритуальными агентами некой уполномоченной организации. Потрясающая логика!

И все-таки где же собака зарыта? Ответ лежит на поверхности. Узаконенные Генштабом несколько вариантов памятников (очень незамысловатые) ЗАО "ВМК" продает за одну и ту же сумму: 12 тысяч рублей. В Москве эта цена вполне оправданна. А вот в Екатеринбурге и в Петрозаводске, где местные перерабатывающие предприятия буквально стоят на природном камне, - это дорого. Представьте, как бы удивились граждане в российской глубинке, узнав, что установка памятника, обошедшаяся им в 12 тысяч рублей (этих денег, разумеется, они в глаза не видели), на самом деле на местном ритуальном рынке от силы - половина этой стоимости. Но по замыслу генерал-лейтенанта Георгия Сапронова, еще одного заместителя начальника Главного финансово-экономического управления Минобороны, ВМК не торгует на рынке, она - над ним. А всем прочим предприятиям ритуального профиля дарована надежда, что "данная организация" может взять их к себе в подрядчики. Именно такие права и были закреплены за этой фирмой на всей территории страны указанием (текст его имеется в редакции) от 10 июля сего года, разосланным по всем военным округам и флотам. Естественно, что не про ЗАО "ВМК" писал в своем указании генерал Сапронов - это было бы слишком откровенно, а про "организацию, с которой у Минобороны России заключен договор".

Ежегодно в стране уходят из жизни тысячи человек, которые имеют право на военные льготы, поэтому легко можно представить примерный доход от организованного военно-ритуального бизнеса. Вот почему некоторые генералы с удивительной настойчивостью, игнорируя все законы, пытаются взять этот бизнес и финансовые потоки под свой контроль.

Реклама