Независимое военное обозрение, № 32, приложение к "НГ"

Виталий Михайлов. Статья. Три законодательных "кита" думских оборонщиков. Стр. 4

Аспект

В предстоящую осеннюю сессию комитет Государственной Думы по обороне планирует рассмотреть более тридцати законопроектов по своей тематике. Но основополагающими члены комитета считают три, касающиеся вопросов воинской службы, утилизации высвобождаемого военного имущества и предоставления льгот участникам антитеррористической операции в Чеченской Республике.

ОТСРОЧКИ - ТОЛЬКО НУЖДАЮЩИМСЯ

Думский комитет по обороне перешел в решительное наступление на отсрочки от военной службы. Напомним, что сегодня таковых 22. И пользуются ими, по словам начальника управления призыва Главного организационно-мобилизационного управления Минобороны России генерал-майора Виктора Кожушко, 66,5% граждан, которых можно призвать в армию. С учетом того, что 22,3% вообще освобождены от службы, реально призывается всего 11,2% стоящих на воинском учете. Для сравнения: в 1988 г. от призыва освобождалось всего 12,7%, призывалось - 54,6%, пользовались отсрочками - 32,7%. В 1994 г. эти категории соответственно составляли 21,8, 27,5 и 50,7%. Сложившаяся практика, когда в армию призывается лишь один из девяти лиц призывного возраста, создает не только проблему с комплектованием Вооруженных сил, но и "комплекс неполноценности" у тех, кто надевает военную форму, считает генерал Кожушко.

Число отсрочек от военной службы в нашей стране резко возросло в период 1993-1997 гг. на волне демократии, когда практически каждый политик "для завоевания электората" давал обещания добиться предоставления отсрочки от военной службы той или иной категории граждан.

Сколько точно сегодня таких категорий, ответить не берутся даже специалисты. Но в целом всех, пользующихся отсрочками, разделяют на шесть категорий.

Первая - так называемая социальная группа. Те, кому отсрочки предоставляются в связи с определенными семейными обстоятельствами (для постоянного ухода за родственниками) и по болезни.

Вторая категория - для завершения образования в школе, ПТУ, техникуме и вузе.

Третья категория - "президентская". Это те, кто получает отсрочку от призыва в соответствии с указами главы государства: наиболее талантливая молодежь в области искусства, науки и техники, молодые священнослужители.

Пятая категория - "сельчане": выпускники педагогических и медицинских учебных заведений, работающие по своей специальности в сельской местности.

И, наконец, шестая категория - "силовики" - те, кто работает, но добровольно, не по призыву, в силовых ведомствах страны: МВД, ФСБ, ФАПСИ, МЧС, налоговой полиции, предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

В общем, перечень внушительный.

И думский комитет по обороне высказался за его значительное сокращение.

Инициаторами наступления на отсрочки выступили депутаты Николай Безбородов, Владимир Дорогин и Анатолий Куликов. Все, кстати, имеют генеральские и адмиральские звания и с проблемой призыва знакомы не понаслышке.

Что же предлагают депутаты самой молодой категории своих избирателей?

"Концепция нашего законопроекта, - рассказывает заместитель председателя думского комитета по обороне депутат Безбородов, - кратко сводится к одному: отсрочками должны пользоваться только те, кто в них действительно нуждается".

Сегодня же, по мнению депутата, многочисленные отсрочки создают массу возможностей для теоретически законного, но практически необоснованного уклонения от исполнения воинского долга.

Например, в соответствии с действующим законодательством отсрочка от службы в армии предоставляется лицам, занятым постоянным уходом за соответствующими членами семьи. При этом понятие "постоянный уход" законодательством не расшифровывается.

Но разве нет случаев, когда призывник, имея престарелых родителей, родителей-инвалидов, родных братьев (сестер) в возрасте до 18 лет, не оказывает им никакой помощи, хотя благодаря им пользуется отсрочкой от службы? Сколько угодно. Поэтому необходимо внести в законодательство поправку о предоставлении отсрочки по этим причинам только при совместном проживании либо наличии факта содержания этих категорий родственников на иждивении.

Далеко не все родители пенсионного возраста, по мнению депутата, нуждаются в постоянном уходе. Разве мало женщин работает после 55 лет? Призывник получит отсрочку, если будет доказано, что его родители пенсионного возраста действительно нуждаются в иждивении. (Когда получаемая ими пенсия - при отсутствии других доходов - в два раза ниже прожиточного минимума и призывник реально финансово помогает родителям.)

В то же время "социальную" категорию предлагается дополнить гражданами, имеющими жен, находящихся в отпуске по беременности и родам, что сократит количество военнослужащих, досрочно увольняемых с военной службы по призыву в связи с рождением ребенка.

НЕ КАЖДАЯ СЛУЖБА ПРИРАВНИВАЕТСЯ К ВОИНСКОЙ

Особое внимание авторы законопроекта обращают на отказ от предоставления отсрочки (либо права на нее) гражданам "по профессиональному признаку".

"Мы считаем обоснованным отказаться от законодательного закрепления категорий граждан, пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу в связи с их работой (службой) в тех или иных органах и организациях, и оставить только граждан, работающих в организациях по перечню, определяемому правительством Российской Федерации (около 200 предприятий, в основном оборонно-промышленного комплекса), и граждан, которым право на отсрочку предоставлено президентом Российской Федерации", - рассказывает депутат Безбородов.

Последнее делит категорию "силовиков" на тех, кому отсрочка предоставляется по президентскому указу и тех, кому "по жизни". Во второй группе МВД и МЧС, ее пожарная служба. Противоречие законов "О милиции" и "О пожарной безопасности" закону "О воинской обязанности и военной службе" приводит сегодня, считают депутаты, к фактическому уклонению от призыва на военную службу сотрудников милиции и пожарных, не имеющих высшего профессионального образования а, следовательно, и права на отсрочку. "Цена вопроса", по информации думского комитета по обороне, - несколько тысяч призывников (в частности в 2000 г. - более 7200 человек). При этом, отмечают авторы законопроекта, количество граждан, принятых на службу в органы МВД, пожарной безопасности, учреждения и органы ГУИН, но не имеющих права на отсрочку от призыва на военную службу, увеличивается ежегодно в 2,5-2,8 раза.

Что касается сельских врачей и учителей, то, по мнению разработчиков законопроекта, эту проблему можно решить определением четкой квоты необходимого числа работников, как сегодня это сделано для Минатома, учреждений культуры, органов прокуратуры и налоговой полиции. И это, убежден депутат Безбородов, позволит предоставлять право на отсрочку не только выпускникам вузов, но и - в пределах квоты - педагогам со средним специальным образованием.

Не забыли авторы законопроекта и о своих коллегах. Положение Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации" о предоставлении депутатам отсрочки от службы в армии на весь срок исполнения полномочий, а кандидатам в депутаты - на срок до официального опубликования итогов выборов, планируется включить в перечень граждан, которым предоставляется отсрочка от призыва на военную службу. А членов Совета Федерации из этого перечня, наоборот, исключат: они на военную службу призванными и вовсе быть не могут, так как призыву подлежат граждане от 18 до 27 лет, а в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации" членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин не моложе 30 лет.

Насколько реально прохождение законопроекта через Думу? Однозначно предсказать его судьбу сегодня нельзя. С момента создания "Союза четырех" в Думе (политическое объединение фракций "Единство", ОВР, "Народный депутат" и "Регионы России") "лакмусовой бумажкой" законодательных инициатив стали официальные отзывы правительства. Положительный отзыв - практически гарантия прохождения законопроекта через нижнюю палату парламента. На законопроект Безбородова, Дорогина и Куликова официальный отзыв правительства не удается получить уже в течение семи месяцев - с 25 декабря прошлого года, когда текст законопроекта был впервые направлен в правительство. Не помогают ни личные обращения в адрес премьер-министра Михаила Касьянова, ни напоминания о законодательно утвержденном сроке в один месяц.

Что касается различных ведомств, то здесь позиция разделилась. МЧС, ГТК и МВД, например, высказались резко против принятия законопроекта. "У нас тогда развалятся и пожарная служба, и органы внутренних дел", - заявляют их представители. В МВД, например, каждый третий сотрудник в возрасте до 27 лет, что позволяет призвать его на военную службу. В этом же возрасте и все обучающиеся в школах милиции. "Нам придется ликвидировать систему средних специальных учебных заведений МВД, так как всех обучающихся призовут в армию", - прокомментировали в милицейском ведомстве инициативу депутатов.

А Минобразования, наоборот, высказалось за принятие законопроекта. Квота мужчин-педагогов, целенаправленно освобождаемых от службы в армии, по словам заместителя министра статс-секретаря Чепурных, должна быть в пределах 15 тыс. человек.

Естественно, за законопроект высказывается и Минобороны, уже давно пытающееся сократить перечень действующих отсрочек.

Что касается рядовых избирателей, то вряд ли родителям, а также бабушкам и дедушкам, придется по душе попытка сократить перечень отсрочек от армейской службы. Авторы законопроекта это предвидят. Но предпочитают здесь позицию государственников, а не политиков. Разница между ними, напомним, в том, что политик думает о предстоящих выборах, а государственник - об интересах государства.

Для справки. Перечень лиц, которым предоставляется отсрочка от службы в армии по указам президента РФ.

1. Курсанты и выпускники Морского колледжа (г. Ломоносов), мореходных школ ВМФ на период обучения и работы на судах обеспечения ВМФ.

2. Талантливые представители российского искусства (до 600 человек ежегодно).

3. Талантливая молодежь (до 500 человек ежегодно) по представлению Российской академии наук, на период работы в научных учреждениях РАН.

4. Выпускники финансово-экономических и юридических вузов, поступившие на работу в налоговые органы (не более 1000 человек в год).

5. Выпускники вузов по представлениям МИД (до 450 человек), органов прокуратуры РФ (следователи, до 2000 человек), ФАПСИ (до 10 человек).

6. Выпускники вузов по представлению Министерства РФ по атомной энергии (до 600 человек).

7. Научно-исследовательские подразделения ФСБ (не более 100 человек).

8. Священнослужители (до 300 человек).

"ЧЕЧЕНЦЕВ" ПРИРАВНЯЮТ К ВЕТЕРАНАМ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Как ни парадоксально это звучит, но семилетние боевые действия в Чечне, в ходе которых погибли более семи тысяч военнослужащих и десятки тысяч получили ранения, контузии и (или) увечья, до сих пор де-юре к таковым не относятся. Это вооруженный конфликт, восстановление конституционного порядка, контртеррористическая операция... В общем, все, что угодно, но не боевые действия. Почему? Да потому, что в соответствии с действующим законодательством для лиц, признанных ветеранами боевых действий, предусмотрены значительные меры социальной защиты, требующие, естественно, немалых средств. Инициаторами восстановления справедливости выступила группа депутатов Госдумы и Московская областная Дума.

Необходимость принятия законопроекта обусловлена тем, что до сих пор отсутствует принципиальное государственное решение в отношении граждан, принимавших участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона и лишенных льгот, которыми пользуются участники зачастую куда менее кровопролитных боевых действий на территориях иностранных государств, считает один из авторов законопроекта член думского комитета по безопасности генерал армии Анатолий Куликов.

По словам экс-министра внутренних дел, численность военнослужащих и приравненных к ним лиц, принимавших участие в боевых действиях на территории России в условиях чрезвычайного положения, военного положения, проведения контртеррористической операции составляет 397 тыс. человек, из которых 61 тыс. имеет ранения, контузии или увечья. Восстановление справедливости в отношении этих лиц, подчеркнул депутат, и является предметом законопроекта.

Какие же льготы в случае принятия законопроекта получат участники боевых действий в Чечне?

Прежде всего это 50-процентная скидка в оплате занимаемой площади жилых помещений (в пределах социальной нормы), в том числе членами семей, совместно с ними проживающими; бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей в пределах утвержденных норм; бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных и междугородных маршрутов; бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения; для получивших ранения, контузию или увечья, кроме того, бесплатный проезд один раз в два года (или за 50% раз в год) "туда и обратно" на железнодорожном, водном, воздушном транспорте в любой конец страны; использование ежегодного отпуска в удобное время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 30 рабочих дней в году.

Это только основные льготы. Кроме того, предусмотрена первоочередная установка телефона, преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы и многое другое.

"Цена вопроса", по оценкам парламентариев, около 2 млрд. руб. (1981,34 млн. руб.) в год. В том числе за счет средств федерального бюджета - 39,94 млн. руб. и за счет средств субъектов РФ - 1041,4 млн. руб.

Несмотря на то что основная часть расходов ляжет на бюджеты субъектов, последние, по словам Анатолия Куликова, поддержали идею законопроекта. "Мы запросили 50 субъектов, и положительные отзывы получили из 39", - сообщил парламентарий. Расходы каждого из них на исполнение законопроекта составят примерно 20 млн. руб. "Это не так уж много, - отметил депутат. - Тем более что субъекты и так предусматривают расходы для обеспечения социальной защиты лиц, участвовавших в контртеррористической операции в Чечне".

Сейчас, после поступления положительного отзыва президента, можно не сомневаться, что законопроект будет принят в целом, считают в думском комитете по обороне.

САМООКУПАЕМАЯ УТИЛИЗАЦИЯ

В Совет Государственной Думы группой депутатов - членов думского комитета по обороне внесен законопроект "О высвобождаемом военном имуществе". Главная идея его - установить правовые и организационные основы работ по реализации и утилизации (ликвидации) высвобождаемого военного имущества.

По стечению обстоятельств внесение законопроекта совпало с возобновлением Главной военной прокуратурой России следствия по ряду уголовных дел, связанных с фактами продажи списанной военной техники. Среди наиболее "громких" дел - продажа партии транспортно-боевых вертолетов Ми-8Т в Северную Корею и авианесущих крейсеров "Минск" и "Новороссийск" в Южную Корею.

По документам первой сделки, разрешенной, кстати, Минобороны и Госкомимуществом РФ, Северной Корее продавались вертолеты, полностью исчерпавшие свой ресурс и со снятым боевым оборудованием. По заявлениям представителей военного ведомства на вертолетах оставался минимум агрегатов, без которых машины просто не могли подняться в небо. Однако проведенное по инициативе дальневосточных таможенников расследование показало, что все вертолеты прошли предпродажную подготовку, включавшую установление на них новых агрегатов (в том числе, как потом выяснилось, снятых с боевых машин), регламентные работы и полную заправку ГСМ. С вертолетов не были сняты даже секретные блоки. При этом цена каждой машины определялась всего в 8 тыс. долл. (Позже только проведенный ремонт и заправку вертолетов специалисты оценили в 2 тыс. долл.)

За еще более невразумительную цену тогда же были проданы два крупнейших корабля российского военно-морского флота - авианесущие крейсера "Минск" и "Новороссийск". За первый южнокорейцы заплатили 4,5 млн. долл., за второй - 4,3. Это при том, что, по утверждению специалистов, только цветных металлов на кораблях находилось почти на 15 млн. долл.

По информации Главной военной прокуратуры, никого из причастных к сделкам привлечь к ответственности в полной мере тогда не удалось. Кто-то был наказан в служебном порядке, лишился 13-й зарплаты, а кто-то потерял и того меньше: квартальную премию.

Удивительно ли, что при подобном отношении в том же 1999 г. за реализацию высвобождаемого движимого военного имущества Минобороны получило всего 2,2 млн. руб. Более чем в сто (!) раз меньше, чем на следующий год.

Но если на Дальнем Востоке подобным сделкам придавали хоть какую-то юридическую видимость, то на другом конце страны, на Северном флоте, цветные металлы просто воровали. Например, в докладе начальника Северо-Западной окружной инспекции Главного контрольного управления президента РФ Марии Рудаковой отмечается, что проблема обеспечения сохранности вооружения и техники, содержащей цветные металлы, в воинских частях и на кораблях Северного флота приобрела крайне острый характер. В 2000 г. число преступлений, связанных с разукомплектованием дорогостоящих материальных средств почти в 6 раз превысило их число в 1998 г., а размер причиненного ущерба увеличился более чем в 10 раз.

По мнению специалистов ГПУ, главная проблема - в несовершенстве российского законодательства. О правовой неурегулированности в этой области президенту России в свое время сообщал и генеральный прокурор РФ Владимир Устинов.

По данным Минобороны, в последние годы реализовать удалось лишь до 60% движимого и не более 13% недвижимого высвобожденного военного имущества. Последние - это прежде всего военные городки. Сегодня на балансе Минобороны состоит 690 неиспользуемых военных городков, на содержание и охрану которых военное ведомство ежегодно тратит до 150 млн. руб. В ближайшие три года - "к окончанию процесса оптимизации численности Вооруженных сил" - число высвобожденных городков, по оценкам специалистов МО РФ, возрастет до 1400. Большинство из них - вполне добротные селения: с жильем, коммуникациями, дорогами. Но беда в том, что востребованные местными органами власти для реализации социально-экономических программ неиспользуемые военные городки не могут быть переданы им в силу несовершенства существующей нормативной правовой базы, считают в Минобороны.

За прошедшие десять лет правительство минимум трижды меняло правила реализации высвобождаемого военного имущества. Надзирать за военными поручалось Госкомимуществу, помогать им с реализацией - Российскому фонду федерального имущества. С планируемой прибыли предполагалось развернуть массовое жилищное строительство для военнослужащих и военных пенсионеров.

На деле же ни денег, ни квартир армия не получила.

Теперь, в ходе объявленного ускоренного сокращения Вооруженных сил, надвигается очередной передел имущества силовых структур. О его масштабе можно составить представление по цифрам, приведенным в финансово-экономическом обосновании законопроекта. С 2002 по 2005 г. только по основной номенклатуре вооружения и военной техники высвобождаются:

650 космических аппаратов, ракет-носителей и стартовых комплексов;

150 атомных подводных лодок (АПЛ);

90 дизельных подводных лодок;

600 надводных кораблей и судов обеспечения;

650 баллистических ракет АПЛ;

5000 морских крылатых и противолодочных ракет;

250 000 реактивных глубинных бомб, мин и торпед;

2000 самолетов и вертолетов;

1500 радиолокационных станций и автоматизированных систем управления;

8000 танков и боевых бронированных машин;

10 000 000 противопехотных и противотанковых мин;

1 000 000 автоматов, винтовок и пистолетов и остального имущества на общую сумму, по данным Минобороны, около 20 млрд. руб.

Ресурсный потенциал подлежащих утилизации вооружения и военной техники оценивается в 1,5 млн. т черного металла, 230 тыс. т цветных металлов и 3300 т титановых сплавов. Плюс около 1 тыс. т драгметаллов, в том числе золота, платины и палладия - 21 т.

Стоимость ресурсов в ценах на 1 января текущего года - около 8 млрд. руб. Кроме того, по оценкам специалистов, в процессе утилизации возможно реализовать отдельные агрегаты, комплектующие узлы и оборудование на сумму до 6 млрд. руб. Если дело, конечно, вести грамотно, добавляют те же специалисты. И в рамках закона, уточняют депутаты.

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ АРИФМЕТИКА

Насколько реально принятие законопроекта Государственной Думой?

"Законопроект призван регламентировать правила высвобождения и дальнейшего использования выведенного из эксплуатации военного имущества, обеспечить единое понимание и подход к проблеме утилизации и реализации военных объектов с учетом экономических, экологических и социальных вопросов.

Необходимость законодательного урегулирования этих вопросов поддерживается правительством Российской Федерации".

Это строки из официального отзыва правительства РФ, подписанного вице-премьером Виктором Христенко.

И позиция правительства, по крайней мере в экономическом плане, объяснима. Суммарные затраты на утилизацию всего высвобождаемого военного имущества оцениваются сегодня в 35 млрд. руб. Сумма весьма значимая. Реализация законопроекта позволит получить до 14 млрд. руб. 16 млрд. руб. в течение трех лет будет выделено России на ликвидацию стратегических вооружений по программе Совместного уменьшения угрозы (программа "Нанна-Луггара"). Таким образом, общие затраты бюджета составят около 5 млрд. руб. Менее 15% (!) обязательных затрат. А с учетом того, что основная часть экономии средств придется на период президентской предвыборной кампании (2004-2005 гг.), инициатива депутатов - подарок не только для правительства, но и президентской администрации.

Но и это только один аспект.

В уже упоминавшемся письме генпрокурора РФ Устинова главе государства говорится, например, и о том, что среди 27 тыс. вагонов вооружения, ракет и боеприпасов, хранящихся на центральных базах, арсеналах и складах в ожидании утилизации, имеется 140 млн. патронов иностранного производства, пользующихся, подчеркивает генпрокурор, коммерческим спросом за рубежом: до 30 долл. за 1 тыс. штук. Несложные математические вычисления показывают, что речь в случае успешной - для государства, а не частных лиц - коммерческой сделки может идти о миллиардах долларов.

Немаловажен и социальный аспект. По подсчетам авторов законопроекта, реализация его в государственном масштабе позволит сохранить до 100 тыс. рабочих мест на предприятиях оборонной промышленности России и создать до 50 тыс. рабочих мест на предприятиях местной промышленности.

И, наконец, масштабная утилизация позволит снизить уровень взрыво- и пожароопасности, радиоактивного и химического заражения в местах хранения (складирования) военного имущества. Объем которого, напомним, скоро достигнет 33 тыс. вагонов.

"Исходя из всех вышесказанных проблем у нас нет сомнений в необходимости законопроекта и в том, что он будет принят", - считает один из его авторов председатель думского комитета по обороне генерал армии Андрей Николаев.

Реклама