Парламентская газета, № 130

Виктор Сирык. Статья. Кто будет служить в завтрашней армии? Стр. 3

“Правительственный час” последнего заседания весенней сессии Совета Федерации был посвящен военным. О выполнении плане весеннего призыва сенаторам докладывал и.о. начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генерал-лейтенант Василий СМИРНОВ.

Назвав общую цифру призванной в армейские ряды молодежи (161,7 тысячи человек), генерал сказал, что таковым было задание Верховного главнокомандующего. Вместе с тем, добавил он, весной этого года увеличилось количество уклонистов от военной службы и составило в целом по стране 30,5 тысячи молодых людей.

Но не эта цифра оказалась самой страшной. Оказывается, на сегодняшний день призывники имеют 22 законных основания для предоставления отсрочек от военной службы. В итоге доля граждан, которых можно призвать на службу, составляет лишь 11 процентов. То есть из 100 парней призыву подлежат только 11; а в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург, вообще 5. Каждый третий юноша, прибывавший этой весной на призывной пункт, по тем или иным причинам получал отсрочку от призыва. В 1988 году такую отсрочку получал лишь каждый пятнадцатый. Еще больше эта проблема обострится к 2012 году, когда общий показатель призванной молодежи составит 7 человек из 100. И даже с учетом реформирования Вооруженные силы будут укомплектованы личным составом не более чем на 50—55 процентов. В связи с этим генерал Смирнов попросил членов Совета Федерации поддержать меры законодательного характера по расширению условий призыва. На вопрос о перспективах перехода армии на призыв по контракту, представитель Генштаба ответил, что это пока невозможно по причине недостаточного финансирования. В качестве примера он привел одну из дивизий воздушно-десантных войск в Пскове, где на проведение эксперимента призыва по контракту потребовалось 2,7 миллиарда рублей.

Еще более острое и дискуссионное получилось обсуждение сенаторами принятого Госдумой федерального закона “Об альтернативной службе”.

В нем альтернативной гражданской службе (АГС) придан статус особого вида трудовой деятельности. Право замены военной службы на АГС возможно в двух случаях. Если несение службы противоречит убеждениям, или вероисповеданию призывника, или он относится к коренному малочисленному народу и занимается традиционным промыслом.

Местом прохождения альтернативной службы определены предприятия и организации, подведомственные органам исполнительной власти, а также предприятия и организации Вооруженных сил РФ. АГС, как правило, будет проходить за пределами территорий субъектов РФ, в которых призывники проживают.

Срок АГС в гражданских предприятиях определен на сегодня в 3,5 года, а для имеющих высшее образование — 1 год 9 месяцев. Для проходящих службу в военных организациях этот срок соответственно составит три и полтора года. По данным правительства РФ, ежегодные дополнительные расходы на осуществление мероприятий, связанных с АГС, за счет средств федерального бюджета будут равны почти полутора миллионам рублей, за счет бюджетов субъектов Федераций — немногим более шестисот тысяч.

Закон об АГС членами Совета Федерации был воспринят настолько неоднозначно, что в какой-то момент показалось, что он будет отправлен на доработку. Однако в последний момент подавляющим большинством голосов федеральный закон “Об альтернативной службе” все-таки был одобрен.

Реклама