Независимое военное обозрение, № 36 , приложение к "НГ"

Салават Сулейманов. Статья. Обвальное бесквартирье. О жилищных проблемах военнослужащих в России. Стр. 3

Среди многочисленных социальных проблем военнослужащих ВС РФ самой болезненной, пожалуй, является жилищная. Как явствует из недавнего доклада министра обороны на сегодняшний день в армии нуждаются в жилье около 158 тыс. военных. Нынешнюю ситуацию очень точно охарактеризовал заместитель по строительству и расквартированию войск МО РФ генерал армии Александр Косован: "Обвальное бесквартирье".

Хотя Сергей Иванов считает, что ситуация стала меняться после августа 2000 г., когда был утвержден План строительства и развития ВС РФ, где в числе других приоритетов были названы социальные проблемы. Думается, министр выдает желаемое за действительное. Изменения ситуации к лучшему в жилищной сфере за последние два года не наблюдается.

В 2000-2002 гг. получили квартиры от 23 до 27 тыс. военнослужащих. Между тем в тот же период увольнялись от 90 до 100 тыс. человек в год, из них нуждались в жилье от 40 до 60% уволенных. И сегодня спрогнозировать, сколько же будет реально построено квартир и профинансировано жилищных сертификатов через 3-5 лет, весьма сложно. Очередь на квартиры растет в геометрической прогрессии, в том числе и за счет тех офицеров, которые подают рапорта на расширение. Не менее острая проблема - это отселение уволенных военнослужащих из военных городков, расположенных, как правило, далеко от административных и экономических центров.

ПРОБЛЕМА БЕЗ РЕШЕНИЯ

По оценке бывшего начальника Генерального штаба, а ныне члена правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих генерала армии Михаила Моисеева, даже если будут выполнены все программы по строительству жилья для военнослужащих, в очереди на квартиры к 2010 г. по-прежнему будут числиться не менее 20 тыс. человек. Еще более 40 тыс. военных пенсионеров будут ждать отселения из закрытых военных городков.

Наиболее трудно решается этот вопрос в Москве и других крупных городах - Санкт-Петербурге, Самаре, Екатеринбурге, где в очереди на получение жилья стоят в среднем от 7 до 10 лет, как правило, старшие офицеры, у которых за плечами не один гарнизон и два и более десятка лет выслуги. Между тем жилье для тех, кто служит, например, в столице, военное ведомство предлагает далеко за пределами Московской кольцевой автодороги - Нахабино, Красногорск и Бронницы. Лишь редкие счастливчики получают перед увольнением квартиры в самых отдаленных и экологически неблагополучных районах Москвы.

Выполнение принятых в последние годы программ, в частности, "Государственные жилищные сертификаты" (ГСЖ), к сожалению, пока остается в большей степени только на бумаге. Хотя обещания из уст руководителей военного ведомства о закладке новых домов для военных или же об оплате еще одного опциона сертификатов тиражируются во всех средствах массовой информации, и создается впечатление о неком прогрессе в этом вопросе. Но это далеко не так.

Есть в этом большая доля вины и Минобороны. Строительные части - некогда главные "поставщики" квартир, сокращенные в результате реформ до карликовых размеров, в настоящее время специализируются в основном на спецстроительстве объектов и зачастую попросту не могут освоить даже выделенные средства. Для капстроительства военное ведомство вынуждено привлекать частные фирмы, в результате резко дорожает каждый построенный квадратный метр. Ситуацию усугубляет и то, что из года в год не выполняются планы как по объективным причинам, связанным, например, со строительством жилья для военнослужащих 42-й мотострелковой дивизии в Чечне, так и в результате неэффективного расходования средств.

Безусловно, усложняют строителям жизнь инициативы, связанные со строительством, например, жилого городка для 503-го мотострелкового полка, который планируется передислоцировать из Владикавказа в приграничную с Чечней Ингушетию. К этому необходимо прибавить и то, что чиновники Минфина, не выделяют в срок даже определенных правительством средства.

РАСХОДУЮТСЯ НЕ ПО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ

Вместе с тем следует признать, что даже те скудные денежные средства, которые выделяются на строительство жилья, расходуются крайне неэффективно. Комплексная ревизия Счетной палаты РФ и только одного военного округа - Северо-Кавказского показала это.

В акте ревизии, которая проводилась в войсках округа по итогам 1999-2000 гг., приведены весьма любопытные цифры. Так, по оценке аудиторов, "при общем недостатке финансирования капитального строительства и ремонта (была выделена сумма в 1279,4 млн. руб., или 87,4% от запланированных на 1999-2000 гг.) полученные в счет финансирования МО РФ материальные ценности на сумму 3,8 млн. руб. были использованы на цели, не связанные с капитальным строительством".

Далее в документе говорится, что "количество бесквартирных военнослужащих в округе в последние годы практически не снижается. Однако при этом выделенные округу средства на жилищное строительство не всегда использовались по целевому назначению. В частности, в 2000 г. КЭУ округа в качестве долевого участия в строительстве квартир была учтена задолженность Краснодарской КЭЧ района перед ВНИИМК за коммунальные услуги в сумме 1,2 млн. руб., что является нецелевым использованием госсредств. В нарушение статьи 321 Гражданского кодекса РФ КЭУ округа была передана акционерному обществу "Дон-КПД" излишняя жилищная площадь на 300 тыс. руб., не соответствующая произведенным указанным обществом инвестициям".

И это отнюдь не единичный случай. В документе говорится: "Аналогичные нарушения были допущены при выделении квартир федеральному унитарному предприятию "Северо-Кавказское строительное управление", в результате ущерб составил около 100 тыс. руб. Краснодарской КЭЧ района акционерному обществу "Краснодаргоргаз" безвозмездно передано две квартиры общей площадью 122,7 кв. м, чем причинен ущерб государству в сумме 400 тыс. руб.".

Если суммировать все подобные случаи по всем округам, то получается астрономическая сумма. Можно ли после этого утверждать, что ситуация изменится к лучшему в последующие годы, если за эти многомиллионные нецелевые расходы никто не ответил?

ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ

Представители Минобороны в августе этого года объявили о старте очередной программы. С 2004 г. в Вооруженных силах вводится новая концепция получения жилья. Военнослужащим теперь на весь период службы будут предоставляться только ведомственные квартиры. Одновременно с первого года контрактной службы для них будет открыт специальный накопительный "жилищный счет". Если верить словам генерала армии Александра Косована, то через 15 лет службы на счету образуется сумма в 480 тыс. руб. Естественно, эти деньги будут индексироваться и одновременно "работать" в строительном комплексе Минобороны.

Как обычно, ни схемы накопления, ни механизма финансирования и реализации программы общественности не было представлено, правительство лишь приступило к их разработке. Как показывает опыт, подобных программ и концепций за 10 лет Российской армии было много, но ни одна из них не была выполнена. Нет пока оснований и для того, что реализуется и эта. Отметим и тот факт, что новая инициатива не решает проблем тех, кто уже отслужил или заканчивает службу бесквартирным.

К сожалению, без внимания со стороны руководства Минобороны осталось предложение председателя комитета по обороне Государственной Думы Андрея Николаева, предлагающего принять закон, по которому хотя бы 1% всего строящегося жилья в России будет выделяться представителям силовых структур. По прогнозам, это позволит решить проблему в течение 5-6 лет.

Понятна и причина, по которой военное руководство без энтузиазма смотрит на эту инициативу. Военнослужащие, получившие квартиры, стремятся под любым предлогом тут же покинуть армию. Поэтому жилье, особенно в Москве, получают, как правило, либо перед самой пенсией, либо после 10 и более лет ожидания.

При рассмотрении жилищной проблемы следует учитывать один момент. Дефицит - это всегда возможность "погреть руки" на его распределении.

Разрекламированная и получившая статус президентской федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" должна была завершиться в 2002 г. Однако с 1998 г. из планировавшихся 66 млрд. руб. на нее выделено лишь чуть более 31 млрд., и по настоящее время по сертификатам было приобретено около 30 тыс. квартир. Сколько тысяч сертификатов осталось лежать в семьях военных мертвым грузом, никто не считал. Объявлено, что действие ГЖС продлено до 2003 г., а затем якобы будет подготовлена новая программа, рассчитанная до 2010 г.

Программа ГЖС действительно дает возможность выделить денежные средства тем, кто нуждается в жилье. Помимо явно недостаточного финансирования, слабая сторона этой программы в том, что, например, сертификаты для Москвы сейчас выдаются из расчета 15 тыс. руб. за кв. м. Но рост цен на рынке жилья опережает стоимость квадратного метра по сертификату. По оценкам специалистов, только за девять месяцев этого года в Москве в среднем квадратный метр подорожал на 6%, а стоимость трехкомнатной квартиры - почти на 10%. А абсолютному большинству офицеров необходимы именно "трешки", доплачивать же из своего кармана у многих просто нет возможности.

Поэтому целесообразно было бы закладывать в стоимость метра жилья по ГЖС большие суммы, учитывая рост цен. Но вряд ли правительство, не справляющееся с финансированием по действующим нормам, сумеет довести стоимость одного "сертификатного" квадратного метра до 850 долл.

Следует признать и тот факт, что риэлторские фирмы, готовые сотрудничать с Минобороны, требуют повышенные комиссионные, поскольку сделки с сертификатами более трудоемки, чем обычная купля-продажа. Минобороны не идет на это. Поэтому, по заявлению представителей ГлавКЭУ МО РФ, для тех, кто хочет получить ГЖС и купить жилье в Москве или Санкт-Петербурге, "приобрести его без существенной доплаты практически невозможно".

В мире накоплен огромный опыт решения жилищной проблемы, предполагающий задействование не только государственных, но и частных структур. Речь идет прежде всего об ипотечном кредитовании строительства и покупки жилья для уволившихся военнослужащих. По мнению ряда специалистов, можно попытаться привлечь внебюджетные средства отечественных и зарубежных частных банков. По оценкам, в России и за рубежом есть инвесторы, которые готовы вкладывать деньги в строительство жилья для военных в тех регионах, в которых они желают осесть после увольнения. Там же планируется построить предприятия по производству или переработке сырья, на которых будут работать уволенные военнослужащие и члены их семей. Для реализации проекта необходимы, конечно, гарантии государства и льготное налогообложение. Однако, учитывая существующую практику, реализация подобных схем представляется крайне маловероятной.

Так или иначе, при нынешних темпах строительства (25-30 тыс. квартир в год) и нежизнеспособности большинства государственных программ жилищная проблема не будет решена никогда.

Реклама