Газета, № 22

Иван Егоров, Владимир Стрельцов. Статья. "Говорить о военной реформе неэтично". Стр. 3

Генштаб: реформы в армии нет

"Министерство обороны, Генеральный штаб должны четко сказать руководству страны: мы теряем армию". Такой вывод сделали вчера депутаты Государственной думы после закрытого заседания по реформе армии в Генштабе страны. ГАЗЕТЕ удалось выяснить, что привело к такому резюме.

Многие факты и цифры, озвученные в стенах военного ведомства, стали откровением даже для думских генералов в лице Андрея Николаева, Анатолия Куликова и Эдуарда Воробьева. "Сегодня нет ни одного направления в деятельности Вооруженных сил, которое руководителями Минобороны и Генштаба оценивалось бы высоко. Нельзя требовать от 18-летнего мальчишки сознания необходимости обороны страны, если этого осознания нет в высших эшелонах власти. Создается впечатление, что исполнительная власть просто не знает, что делать с Вооруженными силами". Это лишь некоторые из заявлений депутатов после общения с генералитетом.

"Несоответствие уровню военных угроз"

Начальник Генштаба ВС России генерал армии Анатолий Квашнин, выступавший в роли основного докладчика (министр обороны находился в Риме), сразу заявил, что "говорить о проводимых в Вооруженных силах преобразованиях как о военной реформе было бы неэтично". Поэтому в доктринальных документах Генштаб уходит от понятий "военная реформа" и "реформирование". По сути Анатолий Квашнин, который был сам в числе основных "реформаторов", признал, что военной реформы как таковой нет.

Тем не менее тема заседания и депутатами, и генералами была признана актуальной. Во-первых, из-за задачи, поставленной верховным главнокомандующим, по активизации работы всех ветвей власти в целях совершенствования и укрепления Вооруженных сил. Во-вторых, из-за необходимости проанализировать, что же изменилось в армии за последние два года после того, как в 2000 году в докладе президенту ситуация в Вооруженных силах характеризовалась как "критическая".

Как оказалось, принципиальных изменений не произошло.

"Боевой состав Вооруженных сил Российской Федерации пока еще не полностью соответствует уровню военных угроз России. Трудно ожидать кардинальных изменений и в течение ближайших 10 лет", - откровенно заявил депутатам начальник Генштаба.

Новую технику закупать не будут

Один из основных элементов армии - ее техническое оснащение. Для того чтобы армия считалась современной, на ее вооружении должно быть 60-70% новой техники. В российской армии лишь один из ста танков можно отнести к современным. В этом году планируется принять на вооружение 120 новых образцов оружия и военной техники, правда, принятие не означает их закупку. В Гособоронзаказе на 2003 год закупка бронетанковой техники не планируется - упор будет сделан на модернизацию старой. Похожая ситуация и с авиацией.

И проблема не только в закупках техники и вооружения. Выделенный ресурс ГСМ на боевую подготовку позволит в текущем году провести в Вооруженных силах только взводные учения, а ротные и батальонные лишь в Северо-Кавказском регионе. Естественно, что говорить о боеготовности Вооруженных сил, которые прошли боевое слаживание на уровне рота-батальон, да и то только на одном из шести стратегических направлений, не приходится.

Кадры не решают ничего

Вторая острейшая проблема - уровень укомплектованности ВС личным составом. Если сегодня солдатские и сержантские должности по призыву укомплектованы на 96%, то к 2012 году прогнозируемый уровень комплектования - 50-55%. Кроме известной "демографической ямы", в Минобороны обвиняют в складывающейся ситуации и депутатов. Если в 1993 году было всего лишь 9 законных оснований для отсрочки от призыва на военную службу, то в 1997-м - уже 12, а в 2002-м - 22.

Военные пытаются решить проблему, набирая контрактников. Сегодня в Вооруженных силах уже около 20% контрактников замещают должности рядовых и сержантов. К 2008 году их число планируется увеличить до 40%, а в перспективе - до 60%. При этом части постоянной готовности будут на 100% контрактными.

По словам Квашнина, на деле большинство контрактников служит не в боевых частях, а в штабах и службах тыла. "Как только объявляем внезапную инспекцию тыловых учреждений, так на складах сразу пожар. Вот и делайте вывод, почему они идут на низкооплачиваемые должности", - пожаловался депутатам начальник Генштаба.

"Мы приходим к пониманию, что лучше набирать контрактников из числа военнослужащих срочной службы - тех, кто прослужил 6-12 месяцев, а не среди тех, кто приходит с гражданки, рассчитывая получить за службу деньги или квартиру", - заявил Квашнин. В этой ситуации, по словам начальника Генштаба, армия будет более профессиональной и более молодой.

Отдельная строка - мобилизационная готовность. Только 42% запасников, предназначенных для направления в войска, способны выполнить свои функциональные обязанности без дополнительной подготовки. А в целом среди состоящих на воинском учете этот процент еще меньше - всего 15%. Но и эти цифры - на бумаге. В Москве в качестве эксперимента решили вызвать в военкоматы 2 тысячи офицеров запасов. Пришли меньше ста. И каждый второй - с адвокатом.

Офицеры голосуют ногами

"Не будет офицеров - не будет армии", - однозначно заявил начальник Главного управления кадров - замминистра обороны генерал-полковник Николай Панков. За последнее десятилетие из ВС Российской Федерации уволено 500 тысяч офицеров, в том числе 400 тысяч досрочно. В последние три года процент досрочно увольняемых офицеров составил 75% от общего числа. В том числе в 2002 году - 29 тысяч.

Главная причина досрочного увольнения офицеров, по словам главного военного кадровика, - низкая оплата. Денежное содержание военнослужащих в расчете на семью ниже прожиточного уровня в стране. Проведенное в прошлом и в начале текущего года повышение денежного довольствия военнослужащих реально ситуации не улучшило, заявили генералы. Практически все повышение "съедается" ценовой политикой и инфляцией. При этом каждая четвертая семья военнослужащих сегодня нуждается в квартире (материал об этом - на этой же странице). Если жилищное строительство для военнослужащих будет финансироваться так же, как в текущем году - а это самый высокий уровень бюджетного финансирования за последнее десятилетие, - то пришедшему сегодня в армию лейтенанту для получения своей квартиры придется служить 42 года. Для того чтобы улучшить свои жилищные условия, военнослужащему необходимо простоять в очереди 25 лет.

В Генштабе с ностальгией вспоминают советские времена, когда каждый десятый квадратный метр вводимой жилплощади отдавался военным. Кстати, ежегодные убытки от досрочного увольнения офицеров в запас в Минобороны оценивают в 3 млрд. рублей. И если бы дело было только в офицерах. Каждый четвертый поступивший в военный вуз не заканчивает его. И это при том, что, по подсчетам финансистов Минобороны, офицер оправдывает затраты на свое обучение только на 13-14-м году службы.

После общения с Квашниным депутаты заявили, что для вывода армии из кризисного состояния необходимо принятие не менее 30 законопроектов. Первые предложения будут подготовлены уже к 1 марта.

Реклама