Известия, № 205-М

Андрей Лебедев. Статья. Приезжайте учиться. Стр. 5

Почему российское Министерство обороны не хочет воспользоваться возможностями обучения своих офицеров за рубежом? - искренне недоумевали зарубежные участники прошедшей в Санкт-Петербурге конференции "Россия-НАТО: формирование новой повестки дня для военного сотрудничества". - Сколько раз приглашали - в ответ отказ. Ведь если мы хотим сотрудничать, значит, нужно этому учиться?

Полковник Найджел Литгоу выглядел эффектно - в мягком берете с помпоном и черном в темно-зеленую клетку килте. Правда, на занятия он будет приходить в более традиционном британском мундире. Литгоу возглавляет курсы, организованные Великобританией и Нидерландами при Словацкой военной академии в городке Липтовски-Микулаш - это в Татрах, на севере страны. С начала будущего года сюда съедутся младшие офицеры из стран Центральной и Восточной Европы, чтобы повысить свою квалификацию - да и английский язык подучить. Но россияне среди них вряд ли будут.

Можно понять, почему российские военачальники не хотят отправлять своих офицеров на натовские курсы: ведь там не скрывают, что "принципиальной задачей является распространение доктрины и процедур НАТО, а также развитие адекватного мировоззрения". Но неужели настолько сильны опасения, что российские лейтенанты и капитаны в ходе трехмесячного обучения (именно настолько рассчитаны курсы в Словакии) забудут все, чему их учили, и перейдут на позиции североатлантизма?

- Мы ежегодно предлагаем прислать на обучение офицеров из России, - поясняет начальник штаба Литовской военной академии Александрас Кухаревас, - но так никто и не приезжает. Может быть, не могут решить, от какого училища направлять делегатов?

Профессиональная, но громоздкая

В голосе Кухареваса - легкое сожаление, перекрываемое гордостью: конкурс в академию - 20 человек на место. Дипломы ее выпускников признаются в Европе. За 4 года (это 2 тысячи учебных часов) курсанты получают общегражданское и специальное образование - квалификацию командира взвода. Потом при необходимости можно получить военно-техническую специальность - танкиста, артиллериста, и займет это от 3 до 6 месяцев.

- Выпускнику военного училища или младшему офицеру нет нужды заново учиться в академии несколько лет, чтобы сменить специальность, - убежден Кухаревас. - Я сам в свое время учился в советском училище химзащиты, а потом в колледже НАТО, знаю. Советская система военного образования - очень профессиональная, но громоздкая и неэкономичная... Зачем учить тому, что потом все равно не пригодится?

- Выпускника военного вуза все равно приходится доводить до уровня специалиста, - соглашается заместитель начальника Военно-инженерного университета (Санкт-Петербург) Александр Журавлев.

Опыт литовского военного совпадает с позицией преподавателей из стран, уже давно входящих в НАТО. Великобритания и Нидерланды организовали трехступенчатые курсы для военнослужащих из стран Центральной и Восточной Европы - в г. Липтовски-Микулаш будут обучать офицеров младшего и среднего звена, в чешском городе Вышков вот уже четыре года готовят инструкторов, которые в дальнейшем будут обучать своих соотечественников-военнослужащих, а в Бухаресте организованы курсы для полковников и им равных. И все они рассчитаны на несколько недель, максимум на три-четыре месяца занятий.

- Мы не готовим специалистов по конкретному профилю - например, миротворцев или финансистов, - поясняет полковник Литгоу. - Но знакомство с опытом миротворческих операций - часть общего курса.

Тарзан-переводчик

Философия обучения важнее, чем его отдельные части, считают организаторы курсов. Ее главные положения - добиться готовности курсантов к действиям в составе многонациональных сил на уровне батальона - бригады. Обучение идет на английском (который давно уже стал языком межнационального общения в военных структурах НАТО и натовской программы "Партнерство ради мира"). В основе преподавания -- британская военная этика, подчеркивает Литгоу. Он не видит противоречия между обучением курсантов военной доктрине НАТО и их патриотизмом. "Мы не навязываем стереотипов, но предлагаем способ достижения цели", - поясняет полковник.

- Чтобы попасть на курсы в Вышков, мне пришлось пройти высокий конкурс, - рассказал "Известиям" младший офицер украинских аэромобильных войск Максим (фамилию и звание он предпочел не называть). - Каждую кандидатуру чуть ли не сам министр обороны утверждал. Зачем Украине эти курсы? Наша страна очень хочет вступить в НАТО и стремится к тому, чтобы вооруженные силы были как у стран альянса. Здесь начинка курса совсем другая, чем в наших училищах. С английским у меня проблем особых не было, хотя практики маловато. Вернусь - буду служить, куда пошлют. Конечно, с таким дипломом шансы на более престижное место увеличиваются...

- Перевод на другую должность после этих курсов возможен, - признался сербский сержант-пехотинец по имени Драго. - Переводчиком, например, в штаб или в часть миротворцев. Раньше я по-английски как Тарзан разговаривал, а теперь понимаю и говорю...

В одной группе с Драго учатся военные с Украины, из Казахстана, Румынии и Афганистана.

Вспоминая Клаузевица

- Армия как корпоративная система становится более прозрачной, - констатирует доцент Литовской военной академии Виргилиус Пугачаускас. - Офицер должен не только понимать, за какие ценности он готовится воевать, но и уметь отстоять свои убеждения - в общении с гражданским населением, с чиновниками своей и другой страны, с журналистами. Поэтому мы ввели в учебный курс политологию, факультативные спецкурсы по истории культуры и религии, психологии, социологии, информационному обществу... Пока что наибольшей популярностью пользуется политология. Помимо всего прочего, эти знания помогают военнослужащим приспособиться к работе "на гражданке" после увольнения в запас.

- Военные должны знать, что они лишь один из инструментов государственной политики ("ее продолжение иными средствами"), и уметь взаимодействовать с другими управленческими структурами, - подчеркнула латвийская исследовательница Кристине Атманте, работающая в Балтийском военном колледже (Эстония). - Это мы преподаем в отдельном курсе. Другой курс - прививаем навыки общения с прессой, рассказываем также о проблемах европейской безопасности - почему на континенте больше немыслим крупный вооруженный конфликт и в чем состоят новые угрозы и вызовы.

- В российских военных вузах введен предмет "Миротворчество", в Академии Генштаба проводятся учения и тренировки будущих миротворцев, - отметил завсектором Института Европы РАН полковник в отставке Юрий Морозов. - Однако система должна быть интернациональной уже на стадии обучения, - согласился он.

Каждому офицеру - тройной рычаг

Повышение квалификации - необходимое условие карьерного роста военнослужащего: в этом сошлись практически все участники конференции (ее организаторами выступали Центр интеграционных исследований и проектов и "Балтийский клуб" (Санкт-Петербург) при поддержке Информационного бюро НАТО в Москве и Датской атлантической ассоциации). Иногда для этого необходимо окончить академию, порой достаточно и краткосрочных курсов. Но внутреннюю связь между обучением офицеров, их продвижением по служебной лестнице и успехом перестройки военных ведомств признавали все.

Несколько тезисов на тему "Какой могла бы быть военная реформа в России" изложил один из основных докладчиков - начальник Балтийского военного колледжа датский бригадный генерал Майкл Клеммесен. Оговорившись, что Россией он специально не занимался и "пусть русские сами решают, что к ним относится", Клеммесен поделился своим опытом, почерпнутым из военных реформ в странах Центральной и Восточной Европы.

В числе приоритетов "по Клеммесену" - замена огромного центрального (генерального, главного) штаба небольшими структурами - прозрачными и сфокусированными, которые непосредственно подчинялись бы политическому руководству страны; подготовка кадрового резерва в виде высокооплачиваемых и имеющих опыт международного общения молодых офицеров; предоставление командирам стимула к росту в виде тройного рычага "ресурсы - ответственность - поощрение"; ликвидация в военном образовании системы промывания мозгов, поощрение инициативы и независимого мышления, этически приемлемого профессионального поведения; создание профессионального сержантского корпуса; изменение отношения к рядовым - говоря словами Клеммесена, "перейти от Павла к Суворову".

Так что, повторил приглашение датский генерал, приезжайте учиться...

Реклама